ГлавнаяРегистрацияВход Школа № 7 г. Моздока
Вторник, 19.09.2017, 23:35
Форма входа
Меню сайта

Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Техника педагогического общения.

 

    Учеба занимает большое место в жизни подростка. Т.к. большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.

    Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует нтерес, усиливает мотивацию учения.

   Организуя учащихся и в учебном, и вне учебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

    Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.

     Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта --- необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

   В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, несмотря на последствия. Но, если бы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От  выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

   Рассмотрим вкратце основные стили педагогического общения:

1.       Авторитарный стиль ( « разящие стрелы » ). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Редкая благодарность звучит как команда, иногда как оскорбление. Обнаружив ошибку, учитель высмеивает виновного. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

2.       Демократичный стиль ( « возвращающийся бумеранг » ). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

3.       Либеральный стиль ( « плывущий плот » )- анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

     Лучший стиль руководства – демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать, не иссякает и в отсутствии руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.

    Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. Именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний.

    Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль- при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.  

    Сегодня на вопрос: « Что бы Вы изменили в школе? » - многие из поступающих в ВУЗы отвечают без колебаний: « Отношение учителей, особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости. »

   Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

   Но , даже и сейчас, когда повсеместно идут поиски демократизации школьной жизни, в частности развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в воспитании.

  Иногда в школе можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь- путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат- два противоборствующих лагеря: учителя и ученики , которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие- ученики отвергают требования учителей и школы.

  Отношения между учителем и учеником – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за многие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразием реакций на поведение детей.

  В процессе перестройки нашего общества на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих его людей и собственную судьбу. Не борьба, а поиск сотрудничества, содружества, пронизанных гуманистическими отношениями,- основа продуктивного общения в школе, которая воспитывает гражданина, хозяина страны и собственной судьбы, всесторонне развитую личность.

   Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

  Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения « исходят от учеников », являются следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего « вклада », причем часто значительного, в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать « Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса ».

   Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников- отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

    

 

   Таким образом, для успешного выполнения общения учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально- личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения, и помочь демократизации взаимоотношений между учителем и учеником. Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в насильственном программировании личности. Личностно-ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.      


 
Поиск
Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz